«А поехали в Карелию в конце августа, сплав, рыбалка, все дела», — позвал меня друг Марсель как-то в начале лета. В голове распаковался заархивированный файл с надписью «Карелия»: субъект РФ где-то за Питером, там еще много озер и рек, дальнейшая информация недоступна.
— А поехали!», — согласился я и тут же забыл об этом путешествии, погрузившись в обычную рутину и суету.
Потом оказалось, что сплав не в конце августа, а в конце июля и я малость напрягся, ибо работы как всегда было много и не на кого было оставить мою псевдокорпорацию, а потом и вовсе настал день, когда Марсель зашел ко мне в офис и сказал, что ехать уже завтра и билеты надо купить прямо сейчас, и вообще, если я сейчас не поеду отдыхать, то я вообще хз когда поеду, ибо так и буду безвылазно в офисе работать, ибо в своем бизнесе всегда есть чем заняться и всегда это кажется таким срочным, важным и безотлагательным.
Эх и тут я решил, да сколько можно, я ведь и действительно в нормальном отпуске не был сто лет и цепляюсь за квазиотдых по выходным, а в итоге хожу с синдромом хронической усталости уже долгое время, всё теряя и теряя былую эффективность…
И случилось чудо, за один день раскидал дела, делегировав все что только можно, а что не смог, перенёс на неделю, собрал вещи за пару часов и поев вредной пищи в дорогу, сел в поезд. Странное дело, в путешествии всегда хочется есть вредную пищу и хоть я и понимаю откуда это берётся, но всегда удивляет та простота, с которой организм рушит достигнутые результаты и нарушает принятые мною же принципы…
За те 11 лет, что я не ездил на поездах, они не стали быстрее, современнее, но стало заметно чище и комфортнее, по крайней мере в купейных вагонах. Воображение рисовало молодых, красивых и раскрепощенных попутчиц в купе, реальность оказалась намного суровее: пожилая пара с котом, возвращающихся с южного отдыха к себе в Мурманскую область. Душа просила буйного разгула и веселья с цыганами — пошли в вагон-ресторан, который оказывается работает до 23 и особо обслуживать нас там и не собирались. Посовещавшись с душой, мы решили ложиться спать и не искать приключений до приезда на место. С утра обложился бизнес-мотивационной литературой, разбавив её журналом Максим, купленным на полустанке, чтобы периодически разгружать голову.
Приближаясь к финским границам, произошёл один забавный инцидент. Небольшой полустанок, 2 минутная стоянка без права выхода на землю. Стоим, курим свежим воздухом. Тут подходит молодой человек в штатском и спрашивает у проводницы: «иностранные граждане есть в вагоне, белорусы, украинцы?» И тут бог озорства дернул меня за язык: «no, only Russians here». Человек в штатском замер, оценивающе прошелся по мне взглядом, остановившись на англоязычной футболке и я почувствовал, как замерло дыхание у проводницы рядом. У нее явно не было в планах такого поворота событий, воображение быстро нарисовало картину полной проверки вагона с последующим снятием меня с поезда до выяснения обстоятельств. «Да ладно тебе, успокойся, пошутил я», — разредил ситуацию и сотрудник, оценив мое чистое произношение, ушёл себе восвояси.
На станции Кемь нас встречал представитель отеля с табличкой отеля и одноименной туркомпании Велт (рекомендую, кстати, если вдруг соберетесь когда-нибудь в Карелию). Мой шутливый настрой сохранился, и когда он спросил на какой тур мы приехали, я ответил, что нас интересует эротический тур по мотивам эпоса Калевала. Он как-то стушевался и сказал, что это не к ним и что он первый раз про подобное слышит, а у них просто сплавы. Но тут подошёл мой друг, всё подробно разъяснил и мы поехали.
С нами по пути сели журналистка с телеканала Культура и сопрвождающий её оператор. Они ехали снимать передачу про карельские традиционные ремесла, девушка оказалась подкованная в карельской культуре, и начитанная и когда я повторил свою шутку про эротический тур, завалила меня вопросами и уточняюшими комментариями. Про эпос Калевала я был ни в зуб ногой, а оказывается там описаны подробности древнекарельского пикапа и дальнейшего ухаживания за девушками, как-то размер удочки, умение плести сети и особое обращение к древнекарельским девушкам.
Один из героев эпоса, Лемминкяйнен, оказывается был тот еще ловелас и его похождения тоже подробно там описаны. Удочку свою я ей не стал показывать, а умение плести сети из сложносочиненных деепричастных оборотов пришлось продемонстрировать. Так, за разговорами мы доехали до места встречи основной группы сплава, пгт. Калевала. Там нас ждало заселение в отель Велт, что стоит прямо на берегу озера Среднее Куйто, а на следующей день нас ожидал сплав по реке Писта (вот ей богу, названия не придумывал).
Сплав по реке Писто
Итак, конечной точкой нашего маршрута был пгт. Калевала. Знакомое название, не правда ли? Откуда-то из глубин детства всплывает это название и если вы достаточно эрудированны, то вспомните название одноименного древнекарельского эпоса. Оказывается поселок называется не просто так, ибо именно на территории этого района была собрана большая часть рун (песен) из этого эпоса. И все в поселке (улицы, музеи, вывески) говорит об этом. А еще тут самая большая концентрация карелов в мире. И очень красивая природа вокруг: леса, озера, реки. Сам поселок стоит почти на воде на пересечении озера и реки. Идеальное место для любителей покупаться и порыбачить. Правда, холодновато бывает и летом, и зимой, хотя нам с погодой повезло, всю дорогу стояла солнечная жаркая погода, что я даже успел загореть и частично обгореть.
Вечером пошли купаться и на берегу озера наткнулись на толпу голых выпивших мужиков, весело плескавшихся на мелководье. «А вы тоже на сплав?», приветствовали нас они, «значит вместе поедем». В глубине души я все еще надеялся, что у нас будет смешанная компания, ибо неделю провести в однородной компании выпивающих мужчин, то еще удовольствие, когда ты сам не пьешь. С горя вытащил сигарету и закурил, думая о той, что осталась в Москве.
По программе один день мы провели в этом поселке: экскурсия (показывали старинные карельские избы, их быт и рассказы про места, где и как собирался эпос) + званый ужин из хитов карельской кухни в этночуме при местной турбазе. Я так объелся, что еле вылез из этого чума. Вообще кормили меня там так хорошо, что за время своего небольшого отпуска я поправился на 4 кг. Стыдно мне, стыдно, а что поделать, вкусно поесть я люблю…
Кстати, а вы представляете как выглядят карелы? Если вы такой же заскорузлый сибиряк, как и я, и дальше Сибири никуда не вылазили, то скорее всего не представляете. Так вот представьте типичного голубоглазого блондина. Представили? А теперь добавьте ему почти что монгольских скул, вот и получился северный карел. Выглядит необычно, согласен. Еще более необычной на слух воспринимается их речь, похоже на финский (в перерывах наши карельские проводники разговаривали о чем-то своем на родном языке).
На следующий день нас погрузили в автобус и повезли к российско-финской границе. При въезде/выезде в поселок стоит пограничный пост и все машины досматривают. Вызваны эти дополнительные меры предосторожности тем, что с чемпионатом мира хлынул поток мигрантов в Финляндию через карельскую границу. Недавно каких-то сирийцев, говорят, поймали при попытке перехода. И тут я еще сильнее почувствовал, как опасно я тогда пошутил на полустанке…
Сплав у нас был не очень сложный, но и не такой лайтовый как у Славы Хотченкова, все-таки 3 уровень сложности. Это означает что будут пороги с возможным перепадом высоты до метра. Мы одели жилеты и каски (что немного напрягло, ибо это предполагало, что есть возможность выпасть из лодки и удариться головой о камни). Я настроился мощно худеть на кардио, а именно нещадно грести весь день, как тут оказалось, что лодка у нас с мотором и грести мы будем только непосредственно на порогах.
Ха, совсем халява, порадовался я, вытащил журнал Максим и продолжил наслаждаться видами северной природы. Но пороги меня не разочаровали, это немного экстремально и волнительно, когда влетаешь в бурлящее-каменистый поток и пытаешься как-то лавировать между самыми опасными камнями. Тебя обливает водой, инструктор что-то кричит сзади, а ты хохочешь от избытка эмоций. После каждого порога внутренний ребенок во мне радостно хлопал в ладоши и кричал, еще, хочу еще таких горок! Ну хоть порадовал пацана, все не зря. Из рафта никто не выпал и слава богу, хотя у меня был один момент, когда я чуть не полетел головой вперед из лодки.
К вечеру доплыли до места назначения, разбили лагерь, приготовили ужин и сели, обложившись алкоголем. С грустью посмотрел я на это дело, в очередной раз укорил Марселя за то, что не взял с собой кальян… Но тут Марсель, которому не сиделось на месте, соорудил и затопил баню и пошли мы париться, в перерывах забегая в прохладное озеро. И комаров как будто не было… А ночью мы устроили небольшой конкурс пошлых и матершинных анекдотов, я, как всегда, жарил свои любимые длинные анекдоты, наконец-то найдя новые свободные уши для них.
Следующий день у нас был днем отдыха и я с ужасом думал, а что же мне делать целый день: пить я не пью, в бане уже попарился, рыбалку я не люблю, ни инета ни телефонной связи в лесу, девушек вокруг нет, журнал Максим уже весь прочитал и он пошел куда-то по кругу к другим холостым парням (к концу сплава журнал изчитали и измяли так, что я решил его предать карельской земле…). С утра позанимался йогой, с головы до ног обрызгавшись антикомариным спреем, почитал бизнес-мотивационной литературы, как вдруг увидел, как наш инструктор оделся в гидрокостюм, достал ружье с гарпуном и куда-то деловито так собирается. «О, кажется запахло новым приключением», подумал я, напросился с ним на охоту, и мы поплыли на рыбалку. Забегая вперед, скажу, что подводной охотой позаниматься у меня не получилось, но и без этого получилось весело.
Выгрузили мы нашего подводного охотника в заводи и сами отплыли покупаться да порыбачить. Лично мне хотелось тупо понырять с лодки как в детстве на Байкале, а парням рыбачить и пришлось им ждать, когда я наплаваюсь вдоволь. Не успел я наплаваться, как видим, что наш инструктор машет нам руками, мол, сюда парни. Подплываем, а он вытаскивает здоровую такую щуку, более полметра, с пробоиной от гарпуна в боку.
Ура, на ужин будет щука, это уже хорошо, и мы поплыли рыбачить дальше. Рыбалка шла не очень, поймал среднего такого окуня только я, а парням вообще не везло. Подплываем к другим рыбакам, как мол рыбалка. «Да только мелочь одна ловится», жалуются они. «Да у нас тоже улов не очень», со скорбным лицом отвечаю я. «Только вот окунь один и щука вот», небрежным жестом вытаскиваю я щуку, с удовлетворением отмечая, как меняется выражение лиц у рыбаков. «Где поймал? на что ловил? Ты кто такой ваще?», завалили меня вопросами они и пришлось им наплести историю, где и на что я поймал такую щуку. Парни побросали удочки в лодку и поплыли на указанное мною место. Та же история повторилась и с проезжавшими мимо путешественниками на катамаране: после щучиной демонстрации они сменили маршрут и поплыли в указанную мною завод, где якобы я поймал эту щуку.
Стебаться над проплывающими мимо туристами мне надоело, и мы поплыли искать нашего подводного охотника. Охота у него далее не задалась, зато он показал нам место, где плавали косяки окуней и это было нечто. Парни только успевали одевать червяков и забрасывать в воду, как сразу начинало клевать. Даже у такого нерыбного человека как я проснулся азарт, и я с радостью считал пойманную рыбу. В глубине души было немного совестно, что я так разыграл бедных рыбаков и когда они показались на горизонте то мы позвали и их, чтобы они тоже насладились этим рыболовецким праздником души. Вечером ужин из щуки и окуней, неспешная беседа, баня.
И на следующий день мы снова пошли в плавание, снова пороги, брызги в лицо, ныряние в озеро с лодки и сон под палящим солнцем).
В целом отдохнул я неплохо, да что уж, хорошо я отдохнул, очень хорошо! Загорел, отъелся, отоспался, накупался так что до конца лета мне, наверное, не потянет уже в воду. Файл с названием «Карелия» в моей голове теперь заполнен кучей различной информации: виды природы, кто такие руноводы, особенности финско-карельского противостояния во время Великой Отечественной, как собирался эпос Калевала, как выглядят настоящие белые ночи и многое другое. Может еще раз поеду, да не может, а точно поеду. Только надо будет собрать для этого уже свою непьющую разношерстную компанию и поехать. А компания Велт нам поможет в этом.
И пусть это похоже на рекламу, но я считаю, что если люди хорошо делают свое дело, то надо максимально распространять информацию об этом!
Автор: Даниил Dan