Хайколя. Особенная. Щурясь паутинкой в углах голубоглазого окна. Подпевая сама себе, она словно карельская бабушка, шепотом рассказывающая сказку перед сном. С десяток седых карельских домов, словно первые белые коренастые грибочки, пробившие августовскую хвою и мох, кучкуются на берегу озера Хайколя.
Хайколя можно называть как душе угодно. Этнографическая деревня. Объект культурного наследия. Музей под открытым небом. И всё это официальная правда, но она не передаёт эмоций, которыми здесь умываешься словно родниковой водой ранним туманным утром. Писать и рассказывать о Хайколя можно сколь угодно, но не услышав переливы ветра в здешних густых травах, не погладив ладонью отполированное озером весло, не рассмотрев серебряный узор столетий в сколе на бревне стены дома…
От Калевалы до Хайколя всего ничего, около 40 км. Сама экскурсия на полдня, может чуть более. Комфортно забрали из отеля, привезли, а дальше… Некогда деревушка Хайколя жила на острове (Луотосаари) одноимённого озера. И добраться сюда можно было только на лодке. Затем местные жители сами, своими руками, насыпали дамбу и с тех пор деревушка Хайколя живёт на полуострове. Зачем это было сделано? Что за ландшафтные изменения такие?
Всё же 21-век на дворе и самим местным необходима была дорога, каждый раз так на лодке не накатаешься туда-сюда. Да и турист последние годы повадился в Хайколя. Мы же знаем, как наше государство делает вид, что развивает внутренний туризм… а потому деревня в России выживает всегда сама, на протяжении веков. Так и Хайколя.
Миновав небольшую рукотворную дамбу наш микроавтобус остановился у хозяйского дома. Нас встречали. Михаил и Ольга Степановы. Приметил я, что отчества здесь в северной Карелии не в ходу. Порой даже по отношению к людям в возрасте. Михаил Артемович Степанов и его жена Ольга Николаевна.
Поздоровались, пошутили. Ольга Николаевна извинилась, что не составит нам компанию, потому как дел по хозяйству прибыло. И отправились мы с Михаилом Артемовичем осматривать уникальную деревню Хайколя.
Чем так уникальна эта карельская деревня за тридевять земель? Ёухколя, по имени старейшего жителя, а с 1905 года Гайколя (Еуколе) и уже с 1926 года Хайколя именита тем, что здесь живёт история карельского народа. История этих мест, на мой взгляд, во многом красивая и по сути своей трагичная, началась ещё в 14-веке, когда в этих краях начали селиться карелы.
Истории разные бывают. Пыльные музейные. Лубковые на показ. Просто неинтересные истории. В Хайколя история живая. Сама по себе живая. Михаил Артемович сын классика карельской литературы Ортье Степанова. Здесь в Хайколя жил его отец и дед и прадед и… род, в котором передавались рунопевческие традиции из поколения в поколение. Потому история живая, её рассказывает живой человек о своей семье, о карельском народе. История из первых уст.
В деревне не так и много домов. С десяток, может чуть более. Сохранился родовой дом писателя Ортье Степанова и несколько построек, в которых создан и действует мемориальный музей писателя. В деревне три музея, выставочно-концертный дом и амбар XVIII века.
В советские времена Карелия, и северная её часть в особенности, потеряла десятки деревень и хуторов, если не сотни. Я так думаю, что причиной тому — в любые исторические времена власти подозревали карел в экстремизме. Ведь сохранение традиций и исторической идентичности власть всегда считала экстремизмом, не вдаваясь в подробности. А потому судьба карельского народа во многом трагична на протяжении последних ста лет.
Можно сказать, что Хайколя повезло. Так сложились звёзды. И складывать их стали сын писателя Михаил и его жена Ольга, решив создать в Хайколя историко-культурный комплекс. Возродили дом Ортье Степанова, создали в нем литературный и этнографический музей. Финские волонтеры помогли создать дом с небольшим концертным залом. Мне показалось, об этом не говорят, но мне таки показалось, что финны уделяют больше внимания Хайколя, нежели российское государство.
Зачем в Хайколя концертный зал? Пусть небольшой, но зачем? Периодически здесь проходят различные тематические фестивали. Писательские, этнографические, фольклорные. Ежегодно, в июле, здесь встречают международный этно-музыкальный фестиваль «Соммело». Вот бы было здорово, если «ВелТ — Карельские путешествия» организовали бы тематический тур в Хайколя в дни фестиваля. Думаю, что желающих было бы через край. Хотя… Хайколя не Храм Христа Спасителя… всех желающих не вместит. А было бы интересно.
А вот совсем недавно по историческим меркам, в 2012 году, архитектурный комплекс деревни Хайколя был номинирован на соискании премии общеевропейской федерации Europa Nostra. И хотя не вошёл в число призёров, однако получил почётную награду за сохранение культурного наследия. На минуточку, обогнав в рейтинге московский Большой Театр. Хайколя сегодня практически единственное место, в котором воссозданы образцы домов и быта беломорской Карелии.
Но всё это сухая история, статистика и циферки. Пусть и интересные, издалека. На мой взгляд, в этом месте восхитительно нечто большее и не сразу видимое. Тут всё на своём месте. Для меня. Шелест книжных страниц, облака до которых дотянуться рукой, лодки в травах по плечи, уснувшая навсегда пчела у окна, шершавые лыжи на стене, солнечные зайчики, морошка в путанной траве, заграничный журнал CARELIA, и даже ржавая горелка на крыльце. Всё на своих местах. Так всё и должно быть в месте, в котором хочется остаться навсегда. Быть может встретить старость.
Михаил Артемович рассказчик. Простой. Шикарный. С юмором. Прошлись по трём музейным домам. Посмотрели. Послушали. Амбар, которому около 300 лет. Единственная достопримечательность в Хайколя, которую помогали восстанавливать профессиональные реставраторы из Кижей.
Родовой дом. В таких домах жил карельский род, семья не распадалась. Жили все вместе, поколениями. В огромном доме каждой семье хватало места. Да и хозяйство так вести сподручнее.
А если есть родовой дом, значит есть и родовое кладбище, которое расположено поодаль от деревни, на краю леса. Над захоронениями я приметил необычные надстройки. Нечто вроде небольшого чердака с дверцей. А чтобы душа выходила погулять, на свободу, иногда. Вообще у карел так много простого и понятного, что порой просто теряешься в своей неприспособленности к жизни, настоящей, о которой в городах многие слышали.
Умели карелы выбирать места для своих хуторов и деревень. И если на Руси старались строиться на холмах, то карелы выбирали места у воды, и потому здесь в северной Карелии так красиво на хуторах и в деревнях.
Пора и в дорогу, обратно в Калевалу. Мы то гости любопытные и времени не замечающие, а у хозяев ещё работы до темна. На том и простились душевно.
Проехав пару километров остановились на опушке у озера. Пляжи Хайколя. Звучит. Да и смотрится. Вот она во всей своей красе. Незатоптанная Карелия. Пока самовар готовился нас согреть, побродили по пляжу у озера Хайколя. Да, выражение пляж и северная Карелия кажутся не совсем тождественными, на первый взгляд. Но тем не менее, здесь есть карельские пляжи. И они прекрасны.
А потом мы гоняли чаи. Из самовара на шишках. С морошковым вареньем (привет норвежской таможне). С карельскими калитками. С брусничным вареньем. На берегу озера. И так было хорошо. Какая-то хаски приблудилась и выпрашивала печеньки. На, все забирай. Наверху ветер гонял непослушные облака. Мечталось, чтобы этот день не заканчивался.
Автор Андрей Железинский