Карелия страна тысяч озер и рек. Рыбалка в Карелии традиционный промысел, имеющий свои особенности. Рыбачили мужчины, и женщины, и дети. Орудия лова были разнообразны и изготавливались самостоятельно. Покупными могли быть орудия промыслового лова. Например, соседи могли приобрести один невод “nuotto” на несколько семей.
Рыбалка в Карелии: орудия лова
Самый простой и доступный способ ловли рыбы на удочку. Этим занимались с самого раннего возраста. Удилище изготавливали из прямых и тонких рябиновых стволов, либо черемухи или березы. Особо почитаемые, магические деревья: ольха и можжевельник, для изготовления удочек не использовались, считалось, что тогда рыбалка будет неудачной. Ловили на крючок кованец “väkärauta”, то есть крючок, кованный кузнецом. Хранили кованец в мешочке или кармане, а удилище просто вырубали в лесу.
При ловле на наживку использовалось оригинальное приспособление — лавня “lavnis, launis”. Лавня — заглатываемая рыбой палочка или костяшка на леске, укрепленная посередине, вводилась внутрь наживки, и когда рыба ее проглатывала, удерживаемая леской лавня разворачивалась поперек желудка рыбы и жертва оставалась «на крючке».
Кстати, лавня упоминается и в эпосе “Калевала”. В пятой руне интересно описывается успешная рыбалка Вяйнемёйнена, который вылавливает Айно в образе невиданной рыбы.
Также у карелов была широко распространена рыбалка при помощи остроги. Острога “strogat” имела 7 заостренных железных зубцов. На такую рыбалку отправлялись к ночи. На носу лодки, используя железную подставку “кобру”, разжигали чурки или длинную палку. Лодка тихо двигалась вдоль берега, где обычно ведет охоту щука. Увидев рыбину в воде рыбак протыкал ее острогой и доставал в лодку. В весеннее время острогой лучили рыбу с берега. Лучение рыбы острогой считается самым древним способом ловли рыбы.
Поскольку семьи были большими, то и улов должен был быть не малым. Для большого улова использовали рыболовные сети, которые плели из льняной или конопляной нити мужчины и женщины. Чтобы поставить сеть отправлялись на озеро или реку вечером или рано утром. Женщина часто сидела на веслах, а мужчина расставлял сеть. Еще в “Калевале” описано, что рыбу в сети могли загонять (ботать), значит бить по воде специальным шестом с наконечником. Рыба, пугаясь громкого звука, устремлялась прямо в расставленные сети и рыбалка и хороший улов был обеспечен.
На основе сетей изготавливали разного рода орудия лова, такие, например, как сак «suakka» сетяной мешок, прикрепленный к шесту, который закидывают и волокут по дну, вылавливая таким образом рыбу. Или «курочка» сеть на полозьях, то есть сеть, натянутая между двумя «курицами» — корневищами дерева. Также использовались разного размера ловушки-катиски.
У каждой семьи была своя тоня “apaja” место для лова рыбы. Ставить сети на чужое место, а тем более проверять чужие сети было недопустимым, и если вдруг такое случалось, то строго порицалось деревенскими жителями. Такая вот карельская рыбалка.
Не промочив ног, рыбу не поймаешь
И всюду на карела смотрели невидимые глаза духов haltijat. Эти духи населяли деревенские постройки, смотрели из-за каждого камня в поле, выглядывали из-за сосен в лесу, наблюдали из речной или озерной воды… На какое дело не отправлялся бы карел — везде надо было спросить разрешения у хозяев места. Рыбаку тем более требовались особые ритуалы и он не просто находился на чужой, чуждой стороне, но еще и пользовался ее ресурсами, ее дарами. Рыбалка из таких случаев.
Магическая подготовка к рыбалке начиналась заблаговременно, еще с вечера предыдущего дня. Например, такой ритуал мог проводиться в бане накануне того, как хозяин отправлялся в лес. Женатые мужчины в предбаннике проныривали под подолом своей супруги, которая вставала на табуретки или лавки. Этим, по поверьям, снимался сглаз с рыбака и охотника.
Завершив этот акт, охотник или рыбак ждал, пока вымоется супруга, потом шел в баню один. После мытья в бане ему не полагалось прикасаться не только к супруге, но и к тем вещам, которые она трогала. Промысловик сам собирал себя в дорогу и выходил из дому так, чтобы не встретить женщину, будь то мать или жена*. Встретить по дороге в лес женщину или кошку — считалось дурной приметой — вернешься с пустыми руками. Поэтому в лес отправлялись ранним утром, пока спит вся деревня. Если же ненароком встреча происходила, то бравый промысловик смело разворачивался и шел домой, нечего зря ноги топтать.
Рыбаки старались очень тщательно соблюдать все ритуалы. Особенно важным был первый раз в сезоне отправиться на промысел. До того, как забросить невод, “ворожили” над хлебом: хлеб разрезали на столько частей, сколько человек шло на лов (обычно их было четверо), и каждому давали по кусочку “ворожейного” хлеба. Прежде чем закинуть невод, эти кусочки бросали в воду — жертвовали водяному.
Русский путешественник И. Оленев отмечал, что у карелов особые отношения с водной стихией: «Если в озере не ловится рыба, то карел не скажет, что рыба не попадает, а всегда вы услышите одно “он не дает”», то есть хозяин этого места, этого озера или реки. Оленев же подмечает, что хозяин этот «нечистый», поэтому лучше бросать ему в подарок табак, его “нечистое” изобретение, и сквернословить — говорить на его “нечистом” языке.
В общем, если хочешь хорошую рыбалку то сумей договориться с водяным. Особенно удачливых рыбаков считали настоящими магами, называя их tietäjät — знающие. Этим словом обозначали и тех, кто умел договариваться с духами болезней и лечить от недугов, общаться с силами леса и искать пропавших домашних животных, тех, кому духи-покровители открывали тайны будущего.
Про одного из таких «знающих» писал русский классик Михаил Пришвин: «Тимошка — рыбный колдун. Разбогател он от рыбы. Простой человек от рыбы не разбогатеет. Теперь рыбы стало «на умали» попадать, и как ни бейся, а больше положенного не поймаешь. А Тимошка так и валит, так и валит.
Даже в тот год, когда выгозерский хозяин, как говорят старушки, сегозерскому рыбу в карты проиграл, и все голодные круглый год сидели, Тимошка и щук насушил, и сигов насолил, и ряпушки немало свез в Шуньгу на ярмарку. Тимошка колдун, он знает рыбный отпуск (заговор) и за хорошие деньги может, пожалуй, и научить. Но где же денег найдешь для Тимошки? Уж лучше попросту, по-старинному зашить в матицу летучую мышь; бывает, и это помогает».
Ахти, Велламо, Турсас и покровители рыбаков
Карелы всегда были людьми верующими. А верили они в разное. Например, культ водяного у карелов несколько отличается от других народов. Можно составить целый водный пантеон, который возглавил бы главный водный дух Ахти или Ахто.
Ahti/Ahto главный водный дух-мужчина. Рыбаки, обращались к нему в заклинаниях, задабривали хозяина хлебом, табаком, деньгами, желая для себя удачной рыбалки. Первую пойманную рыбу тоже оставляли ему. Боялись рассердить хозяина воды, старались не шуметь, тем более не устраивали ссор друг с другом.
Бытовало поверье, что Ахти мог превращаться в большую щуку и карелы с опаской относились к такой добыче и отпускали обратно в воду или читали заговор, особо отмечая, что это не они выловили рыбу, а она была получена. Подобный ритуальный заговор произносили и после удачной охоты на медведя, будто его не убили, а это произошло случайно, без участия человека. В благодарность за большой улов карелы делали промысловое карсикко — обрубали особым образом ветки у сосны или ели. Делали карсикко и в честь второй половинки Ахти водяной хозяйки.
Велламо/Vellamo/Vellimys супруга водного божества Ахти и хозяйка водных просторов. Она упоминается и в карельских эпических рунах, и в заговорах. Ее образ наиболее полно раскрывается в эпической поэме Калевала. Там же можно встретить и название царства, где правят Ахти и Велламо — Ахтола. Водное царство Ахтола создано силой таланта Элиаса Леннрота и в народных рунах не встречается.
По традиционным верованиям карелов, в воде проживало много разных местных духов. Один из самых страшных и влиятельных из них: Ику Турсо/Турсас/ Tursas/Iku-Turso — морское чудище; дух, живущий в воде, плохой водный дух. Этого обитателя подводных глубин описывали по разному: это огромное чудовище, похожее то на червя, то на моржа, но безусловно сильное и мистическое.
Не только рыбалка… карелы иногда олицетворяли и сами озера, разделяя их по характеру. Озеро «без капризов» давало рыбу так, а вот своенравное озеро требовало особого подхода. На капризное озеро рыбак отправлялся тайно, мог поплыть на лодке в одну сторону, а потом пристать к берегу и со всеми снастями, тщательно пряча их, пробираться через лес в другую сторону, путая следы, словно заяц. Если рыбалка была удачной, то возвращаясь домой, улов нужно было прятать, иначе позавидуют, сглазят и больше рыбы не видать от особого озера, с другим миром необходимо было проявлять осторожность.
Вместе с языческими покровителями водной стихии, карелы обращались и к православным святым, которых считали покровителями рыбаков: к Андрею, Петру, Ивану. В заговорах сохранились имена этих покровителей, озвученные на карельский лад: Антти, Пекка, Юсси.
Насколько у карелов была сильна вера в потусторонний мир: мир духов и покровителей? С уверенностью можно сказать, что отголоски ее докатились и до наших дней и современные рыбаки и охотники, отправляясь в лес или уже пребывая в лесном царстве, совершают какие-нибудь традиционные действия, потому что «так принято».
Рассказ из книги Алекси Конкка «На плечах Большой медведицы», он как раз о том, что вера в водяного или «хозяина» была очень и очень сильной:
«Яркий пример того, как действовали табу на психику человека еще совсем недавно, в начале ХХ века, приводит в своей книге «По деревням Беломорской Карелии» известный финский исследователь карел Пертти Виртаранта. Собирая материал в 1968 году в севернокарельской, ныне уже не существующей, деревне Ювялакша, он записал рассказ о женщине, которая случайно сняла большую рыбу из чужой ловушки (ловило несколько человек и ловушки их оказались запутаны между собой).
Она это быстро обнаружила, но по настоянию компаньонов взяла рыбу в лодку и стала ее потрошить. Однако нож соскользнул и поранил руку, после чего рука опухла, и рана стала нарывать. Все это настолько сильно подействовало на нервную систему несчастной женщины, что она ничего уже не могла толком сказать, все время повторяла только одно: «я взяла чужую рыбу». После этого она совершенно лишилась разума, и ее два года пришлось держать в изоляции. Наконец, родственники решились обратиться к одному из самых известных колдунов и знахарей в округе по имени Онтро, который ее вылечил тем, что три раза неожиданно для больной толкал ее в родник с ледяной водой. «Видно она сильно испугалась», — констатировала рассказчица, — «и после этого стала постепенно поправляться. Вот клин клином и вышиб из нее болезнь», сказала она…»
Автор: Татьяна Бердашева